(Нечаев Константин Владимирович; 8.01.1926, г. Козлов (ныне Мичуринск) Тамбовской обл.- 4.11.2003, Москва), митр. Волоколамский и Юрьевский. Род. в семье потомственного священнослужителя. Его предки с XVII в. служили в Тамбовской епархии, в т. ч. среди них был Тамбовский и Шацкий еп. Николай (Доброхотов). Отец владыки, прот. Владимир Нечаев, трудился настоятелем в храме во имя пророка Илии в г. Козлове. Священнослужители были также в роду П. по материнской линии.
Детские годы Константина прошли в Москве. По окончании средней школы он в 1943 г. поступил в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ, ныне Российский ун-т транспорта). Обучаясь на 3-м курсе МИИТ, в 1945 г. поступил в открывшийся в 1944 г. в Москве Православный богословский ин-т (в 1946 преобразован в МДАиС), став студентом 1-го набора в возрожденную духовную школу. 3 февр. 1945 г., накануне дня интронизации патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского), за всенощной в Богоявленском патриаршем соборе Константин Нечаев был посвящен в иподиакона. Он стал старшим иподиаконом и хранителем патриаршей ризницы. Нек-рое время совмещал получение духовного образования с техническим, но в 1946 г. сделал выбор в пользу богословия. В 1947 г. успешно закончил МДС, а в 1951 г.- МДА, первым по списку со степенью кандидата богословия за соч. «Значение Божественной любви в аскетических воззрениях преподобного Симеона Нового Богослова». Был оставлен при академии профессорским стипендиатом. Итогом его работы стал «Каталог богословско-исторической литературы по западным вероисповеданиям и патрологии III-V веков». В 1953 г. утвержден доцентом, а в 1956 г.- профессором кафедры Священного Писания Нового Завета и в должности профессора академии возглавлял эту кафедру до февр. 1992 г.
15 февр. 1952 г. в Богоявленском соборе в день Сретения Господня был рукоположен патриархом Алексием I во диакона, а 4 дек. 1954 г.- во иерея. 13 апр. 1959 г. был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре с именем Питирим в честь свт. Питирима Тамбовского - небесного покровителя его древнего священнического рода. В июне 1959 г. назначен инспектором МДАиС, 8 окт. того же года возведен в сан архимандрита. В янв. 1962 г. назначен главным редактором «Журнала Московской Патриархии» (ЖМП) с сохранением за ним обязанностей инспектора Московских духовных школ.
Определением Синода РПЦ от 14 мая 1963 г. избран епископом Волоколамского, викария Московской епархии. 23 мая, в праздник Вознесения Господня, в Богоявленском соборе была совершена его епископская хиротония. С возведением в сан епископа был назначен председателем Издательского отдела Московского Патриархата (см. Издательский отдел, Издательский совет, Издательство Московского Патриархата). Возглавлял его с 1963 по 1994 г., с сохранением обязанностей профессора Московских духовных школ, оставаясь также главным редактором ЖМП. С 1987 г. стал председателем редакционной коллегии сб. «Богословские труды». В 1964-1965 гг. временно управлял Смоленской епархией. 9 сент. 1971 г. возведен в сан архиепископа, 30 дек. 1986 г.- в сан митрополита и удостоен права ношения 2 панагий.
Служение П. в высшем церковном сане совпало с очень сложным периодом в истории РПЦ. На Архиерейском Соборе 1961 г. под давлением Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР были внесены изменения в «Положение об управлении РПЦ», усилившие контроль гос-ва над церковной жизнью. Масштабные гонения повлекли за собой закрытие храмов, монастырей, семинарий, запрещение крестных ходов. Духовенство не имело права совершать требы на дому прихожан и произносить в храме проповеди без предварительного просмотра текста уполномоченными Совета по делам религий. В этих трудных условиях П. смог сформировать большой и высокопрофессиональный коллектив, к-рый выполнял огромную работу по обеспечению Церкви книгами Свящ. Писания, полным комплектом всех богослужебных книг и правосл. церковными календарями. Насколько это было возможно, издавалась духовно-просветительская и богословская лит-ра. Более того, несмотря на жесткий гос. надзор, осуществлявшийся Советом по делам религий, владыка, преодолевая мн. ограничения, постоянно увеличивал тиражи и номенклатуру церковных изданий.
20 марта 1969 г. П. был включен в состав Комиссии Синода по вопросам христианского единства и назначен представителем от Московского Патриархата в Межправославную богословскую комиссию по диалогу с Дохалкидонскими Церквами. В нояб. 1971 г. создал англоязычную версию ЖМП, к-рая позволила зарубежным читателям более чем в 50 странах мира получать представление о жизни РПЦ.
В нач. 80-х гг. XX в. П. руководил строительством нового 3-этажного здания для Издательского отдела на Погодинской ул. с домовым храмом во имя прп. Иосифа Волоцкого. 22 сент. 1981 г., в день памяти прп. Иосифа Волоцкого, это здание было торжественно освящено патриархом Московским и всея Руси Пименом (Извековым). Под рук. П. были осуществлены такие масштабные проекты, как издание полного собрания богослужебных Миней по уточненному и восполненному церковному календарю, а также издание «Настольной книги священнослужителя» (7 томов и дополнение к Т. 7). Вышло неск. изданий Свящ. Писания (Библии и НЗ), молитвословов и Псалтири.
П. сумел привлечь к сотрудничеству выдающихся богословов, литургистов, церковных историков, ученых-славистов, стремился приобщить к издательскому делу недавних выпускников ДА и даже учащихся духовных школ, которых он брал на стажировку в Издательский отдел, светских специалистов. Значительная часть московской правосл. интеллигенции была в те годы так или иначе связана с Издательским отделом: кто-то работал в его штате, кто-то сотрудничал с ним как автор, переводчик или исследователь. П. был первым, кто начал широко представлять Церковь средствами кино и телевидения. За годы его руководства при непосредственном участии Издательского отдела вышли в свет свыше 30 церковных документальных фильмов.
Как церковный ученый П. известен прежде всего статьями в различных богословских и церковных журналах и сборниках (только в ЖМП и «Богословских трудах» их вышло более 80). Он является автором неск. опубликованных за рубежом книг, посвященных жизни РПЦ и церковному искусству. П. был удостоен за совокупность научно-богословских трудов ученой степени д-ра богословия МДА (1985), также он стал д-ром богословия honoris causa Богословского фак-та в Прешове (1983) и Богословского фак-та им. Я. А. Коменского в Праге (1985). Был членом правления Международного фонда слав. письменности и слав. культур, членом Президиума Советского фонда культуры, членом правления мн. др. фондов, а также членом различных об-в дружбы с народами зарубежных стран.
П. поощрял многообразную исследовательскую работу в области изучения духовного наследия, накопленного за века исторического бытия РПЦ,- правосл. агиографических памятников, древних рукописей, иконографии. При нем систематически исследовались мн. известные хранилища и фонды, велась реконструкция древних церковных распевов.
Общественная деятельность П. особо ярко проявилась в период подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси и в годы последовавшей затем перестройки. В то время часто выступал с трибун различных общественных собраний, по радио и телевидению, комментировал для прессы мн. вопросы христианства и церковной жизни.
17 марта 1989 г. был избран народным депутатом СССР от Советского фонда культуры. В кон. 1989 г. П. помимо своих прежних должностей стал еще и настоятелем возвращенного Церкви Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, где до конца жизни часто служил по воскресным и праздничным дням. Владыка многое сделал для восстановления монастыря и воссоздания в нем духовной жизни согласно уставу его первооснователя. В 1990 г. избран народным депутатом Московского областного совета от Волоколамска. В своей депутатской деятельности владыка призывал людей к покаянию, возврату к отеческой вере, поддерживал все программы, направленные на нравственное оздоровление общества, выступал против явных и замаскированных попыток вернуться к старым идеологическим схемам. Архиерей, избранный народным депутатом, неустанно разъяснял приоритетную роль культуры как гуманитарной сферы, имеющей духовно-нравственное значение, всемерно содействовал физической и нравственной реабилитации солдат, вернувшихся из Афганистана, многое сделал для последующего принятия закона «О свободе совести и религиозных организациях. Как депутат, являлся членом Комитета Верховного Совета СССР по делам воинов-интернационалистов, членом Комиссии по вопросам депутатской этики. Много внимания уделял патриотическому воспитанию и укреплению морального духа военнослужащих армии и флота.
Особым местом в Москве стал храм в честь Воскресения Словущего на Успенском вражке (в Брюсовом пер.), где П. служил с 1972 г. Здесь традиционно собиралась творческая интеллигенция столицы - люди искусства и науки, писатели и художники, актеры и режиссеры, а в последнее десятилетие - и многие общественные деятели. Большое значение П. придавал возрождению и популяризации рус. правосл. пения. По его инициативе было создано неск. церковных хоров, выступавших с концертными программами в нашей стране и за рубежом. Имел дружеские отношения с С. М. Козловским, Е. Ф. Светлановым, С. В. Ямщиковым, академиками Д. С. Лихачёвым, Е. П. Велиховым, Н. П. Бехтеревой, писателем Ч. Т. Айтматовым, конструктором М. Т. Калашниковым, Р. М. Горбачёвой - членом президиума Советского фонда культуры.
На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября - 2 декабря 1994 г. было принято решение признать Издательский отдел исполнившим свое первоначальное предназначение, и в связи с появлением новых возможностей для развития издательского дела был создан коллегиальный орган - Издательский Совет Московского Патриархата. 3 дек. 1994 г. П. был освобожден от должности председателя Издательского отдела, а 27 дек. того же года - от должности главного редактора ЖМП и председателя редакционной коллегии сб. «Богословские труды».
П. был награжден орденами св. равноап. князя Владимира 1-й и 2-й степени, прп. Сергия Радонежского 1-й степени, благоверного кн. Даниила Московского 2-й степени, свт. Иннокентия, митр. Московского, 2-й степени, также награжден гос. орденом Дружбы народов.
Незадолго до кончины митрополит Питирим принял схиму с тем же именем в честь сщмч. Питирима, еп. Великопермского. Отпевание было совершено в Богоявленском патриаршем соборе сонмом архиереев и священнослужителей во главе с патриархом Алексием II (Ридигером). Похоронен в Москве на Даниловском кладбище, рядом с могилами родителей, братьев и сестер.