Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПИТИРИМ
56, С. 567-569 опубликовано: 24 июня 2024г.


ПИТИРИМ

Питирим (Нечаев), митр. Волоколамский и Юрьевский. Фотография. Нач. 90-х гг. ХХ в.
Питирим (Нечаев), митр. Волоколамский и Юрьевский. Фотография. Нач. 90-х гг. ХХ в.

Питирим (Нечаев), митр. Волоколамский и Юрьевский. Фотография. Нач. 90-х гг. ХХ в.
(Нечаев Константин Владимирович; 8.01.1926, г. Козлов (ныне Мичуринск) Тамбовской обл.- 4.11.2003, Москва), митр. Волоколамский и Юрьевский. Род. в семье потомственного священнослужителя. Его предки с XVII в. служили в Тамбовской епархии, в т. ч. среди них был Тамбовский и Шацкий еп. Николай (Доброхотов). Отец владыки, прот. Владимир Нечаев, трудился настоятелем в храме во имя пророка Илии в г. Козлове. Священнослужители были также в роду П. по материнской линии.

Детские годы Константина прошли в Москве. По окончании средней школы он в 1943 г. поступил в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ, ныне Российский ун-т транспорта). Обучаясь на 3-м курсе МИИТ, в 1945 г. поступил в открывшийся в 1944 г. в Москве Православный богословский ин-т (в 1946 преобразован в МДАиС), став студентом 1-го набора в возрожденную духовную школу. 3 февр. 1945 г., накануне дня интронизации патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского), за всенощной в Богоявленском патриаршем соборе Константин Нечаев был посвящен в иподиакона. Он стал старшим иподиаконом и хранителем патриаршей ризницы. Нек-рое время совмещал получение духовного образования с техническим, но в 1946 г. сделал выбор в пользу богословия. В 1947 г. успешно закончил МДС, а в 1951 г.- МДА, первым по списку со степенью кандидата богословия за соч. «Значение Божественной любви в аскетических воззрениях преподобного Симеона Нового Богослова». Был оставлен при академии профессорским стипендиатом. Итогом его работы стал «Каталог богословско-исторической литературы по западным вероисповеданиям и патрологии III-V веков». В 1953 г. утвержден доцентом, а в 1956 г.- профессором кафедры Священного Писания Нового Завета и в должности профессора академии возглавлял эту кафедру до февр. 1992 г.

15 февр. 1952 г. в Богоявленском соборе в день Сретения Господня был рукоположен патриархом Алексием I во диакона, а 4 дек. 1954 г.- во иерея. 13 апр. 1959 г. был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре с именем Питирим в честь свт. Питирима Тамбовского - небесного покровителя его древнего священнического рода. В июне 1959 г. назначен инспектором МДАиС, 8 окт. того же года возведен в сан архимандрита. В янв. 1962 г. назначен главным редактором «Журнала Московской Патриархии» (ЖМП) с сохранением за ним обязанностей инспектора Московских духовных школ.

Определением Синода РПЦ от 14 мая 1963 г. избран епископом Волоколамского, викария Московской епархии. 23 мая, в праздник Вознесения Господня, в Богоявленском соборе была совершена его епископская хиротония. С возведением в сан епископа был назначен председателем Издательского отдела Московского Патриархата (см. Издательский отдел, Издательский совет, Издательство Московского Патриархата). Возглавлял его с 1963 по 1994 г., с сохранением обязанностей профессора Московских духовных школ, оставаясь также главным редактором ЖМП. С 1987 г. стал председателем редакционной коллегии сб. «Богословские труды». В 1964-1965 гг. временно управлял Смоленской епархией. 9 сент. 1971 г. возведен в сан архиепископа, 30 дек. 1986 г.- в сан митрополита и удостоен права ношения 2 панагий.

Служение П. в высшем церковном сане совпало с очень сложным периодом в истории РПЦ. На Архиерейском Соборе 1961 г. под давлением Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР были внесены изменения в «Положение об управлении РПЦ», усилившие контроль гос-ва над церковной жизнью. Масштабные гонения повлекли за собой закрытие храмов, монастырей, семинарий, запрещение крестных ходов. Духовенство не имело права совершать требы на дому прихожан и произносить в храме проповеди без предварительного просмотра текста уполномоченными Совета по делам религий. В этих трудных условиях П. смог сформировать большой и высокопрофессиональный коллектив, к-рый выполнял огромную работу по обеспечению Церкви книгами Свящ. Писания, полным комплектом всех богослужебных книг и правосл. церковными календарями. Насколько это было возможно, издавалась духовно-просветительская и богословская лит-ра. Более того, несмотря на жесткий гос. надзор, осуществлявшийся Советом по делам религий, владыка, преодолевая мн. ограничения, постоянно увеличивал тиражи и номенклатуру церковных изданий.

20 марта 1969 г. П. был включен в состав Комиссии Синода по вопросам христианского единства и назначен представителем от Московского Патриархата в Межправославную богословскую комиссию по диалогу с Дохалкидонскими Церквами. В нояб. 1971 г. создал англоязычную версию ЖМП, к-рая позволила зарубежным читателям более чем в 50 странах мира получать представление о жизни РПЦ.

Митр. Питирим (Нечаев) и летчик-космонавт В. В. Терешкова, народные депутаты СССР. Фотография. 1989 г.
Митр. Питирим (Нечаев) и летчик-космонавт В. В. Терешкова, народные депутаты СССР. Фотография. 1989 г.

Митр. Питирим (Нечаев) и летчик-космонавт В. В. Терешкова, народные депутаты СССР. Фотография. 1989 г.

В нач. 80-х гг. XX в. П. руководил строительством нового 3-этажного здания для Издательского отдела на Погодинской ул. с домовым храмом во имя прп. Иосифа Волоцкого. 22 сент. 1981 г., в день памяти прп. Иосифа Волоцкого, это здание было торжественно освящено патриархом Московским и всея Руси Пименом (Извековым). Под рук. П. были осуществлены такие масштабные проекты, как издание полного собрания богослужебных Миней по уточненному и восполненному церковному календарю, а также издание «Настольной книги священнослужителя» (7 томов и дополнение к Т. 7). Вышло неск. изданий Свящ. Писания (Библии и НЗ), молитвословов и Псалтири.

П. сумел привлечь к сотрудничеству выдающихся богословов, литургистов, церковных историков, ученых-славистов, стремился приобщить к издательскому делу недавних выпускников ДА и даже учащихся духовных школ, которых он брал на стажировку в Издательский отдел, светских специалистов. Значительная часть московской правосл. интеллигенции была в те годы так или иначе связана с Издательским отделом: кто-то работал в его штате, кто-то сотрудничал с ним как автор, переводчик или исследователь. П. был первым, кто начал широко представлять Церковь средствами кино и телевидения. За годы его руководства при непосредственном участии Издательского отдела вышли в свет свыше 30 церковных документальных фильмов.

Как церковный ученый П. известен прежде всего статьями в различных богословских и церковных журналах и сборниках (только в ЖМП и «Богословских трудах» их вышло более 80). Он является автором неск. опубликованных за рубежом книг, посвященных жизни РПЦ и церковному искусству. П. был удостоен за совокупность научно-богословских трудов ученой степени д-ра богословия МДА (1985), также он стал д-ром богословия honoris causa Богословского фак-та в Прешове (1983) и Богословского фак-та им. Я. А. Коменского в Праге (1985). Был членом правления Международного фонда слав. письменности и слав. культур, членом Президиума Советского фонда культуры, членом правления мн. др. фондов, а также членом различных об-в дружбы с народами зарубежных стран.

П. поощрял многообразную исследовательскую работу в области изучения духовного наследия, накопленного за века исторического бытия РПЦ,- правосл. агиографических памятников, древних рукописей, иконографии. При нем систематически исследовались мн. известные хранилища и фонды, велась реконструкция древних церковных распевов.

Общественная деятельность П. особо ярко проявилась в период подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси и в годы последовавшей затем перестройки. В то время часто выступал с трибун различных общественных собраний, по радио и телевидению, комментировал для прессы мн. вопросы христианства и церковной жизни.

17 марта 1989 г. был избран народным депутатом СССР от Советского фонда культуры. В кон. 1989 г. П. помимо своих прежних должностей стал еще и настоятелем возвращенного Церкви Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, где до конца жизни часто служил по воскресным и праздничным дням. Владыка многое сделал для восстановления монастыря и воссоздания в нем духовной жизни согласно уставу его первооснователя. В 1990 г. избран народным депутатом Московского областного совета от Волоколамска. В своей депутатской деятельности владыка призывал людей к покаянию, возврату к отеческой вере, поддерживал все программы, направленные на нравственное оздоровление общества, выступал против явных и замаскированных попыток вернуться к старым идеологическим схемам. Архиерей, избранный народным депутатом, неустанно разъяснял приоритетную роль культуры как гуманитарной сферы, имеющей духовно-нравственное значение, всемерно содействовал физической и нравственной реабилитации солдат, вернувшихся из Афганистана, многое сделал для последующего принятия закона «О свободе совести и религиозных организациях. Как депутат, являлся членом Комитета Верховного Совета СССР по делам воинов-интернационалистов, членом Комиссии по вопросам депутатской этики. Много внимания уделял патриотическому воспитанию и укреплению морального духа военнослужащих армии и флота.

Мемориальная доска, посвященная митр. Питириму (Нечаеву) у входа в здание Издательского совета РПЦ. 2013 г. Скульпторы А. А. и Д. А. Белашовы Фото: З. А. Зверева
Мемориальная доска, посвященная митр. Питириму (Нечаеву) у входа в здание Издательского совета РПЦ. 2013 г. Скульпторы А. А. и Д. А. Белашовы Фото: З. А. Зверева

Мемориальная доска, посвященная митр. Питириму (Нечаеву) у входа в здание Издательского совета РПЦ. 2013 г. Скульпторы А. А. и Д. А. Белашовы Фото: З. А. Зверева

Особым местом в Москве стал храм в честь Воскресения Словущего на Успенском вражке (в Брюсовом пер.), где П. служил с 1972 г. Здесь традиционно собиралась творческая интеллигенция столицы - люди искусства и науки, писатели и художники, актеры и режиссеры, а в последнее десятилетие - и многие общественные деятели. Большое значение П. придавал возрождению и популяризации рус. правосл. пения. По его инициативе было создано неск. церковных хоров, выступавших с концертными программами в нашей стране и за рубежом. Имел дружеские отношения с С. М. Козловским, Е. Ф. Светлановым, С. В. Ямщиковым, академиками Д. С. Лихачёвым, Е. П. Велиховым, Н. П. Бехтеревой, писателем Ч. Т. Айтматовым, конструктором М. Т. Калашниковым, Р. М. Горбачёвой - членом президиума Советского фонда культуры.

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября - 2 декабря 1994 г. было принято решение признать Издательский отдел исполнившим свое первоначальное предназначение, и в связи с появлением новых возможностей для развития издательского дела был создан коллегиальный орган - Издательский Совет Московского Патриархата. 3 дек. 1994 г. П. был освобожден от должности председателя Издательского отдела, а 27 дек. того же года - от должности главного редактора ЖМП и председателя редакционной коллегии сб. «Богословские труды».

П. был награжден орденами св. равноап. князя Владимира 1-й и 2-й степени, прп. Сергия Радонежского 1-й степени, благоверного кн. Даниила Московского 2-й степени, свт. Иннокентия, митр. Московского, 2-й степени, также награжден гос. орденом Дружбы народов.

Незадолго до кончины митрополит Питирим принял схиму с тем же именем в честь сщмч. Питирима, еп. Великопермского. Отпевание было совершено в Богоявленском патриаршем соборе сонмом архиереев и священнослужителей во главе с патриархом Алексием II (Ридигером). Похоронен в Москве на Даниловском кладбище, рядом с могилами родителей, братьев и сестер.

Соч.: Значение христ. любви в аскетических воззрениях прп. Симеона Нового Богослова: Канд. дис. / МДА. Загорск, 1951; Окончание учеб. года в Мос. духовных школах // ЖМП. 1960. № 7. С. 13-14; Во имя единения и мира: Посещение Свят. Патр. Алексием Сербского, Болгарского и Румынского Патриархов // Там же. 1962. № 7. С. 3-26; Несколько дней паломничества // Там же. № 9. С. 38-48; Осенние праздники в Троице-Сергиевой лавре в Моск. духовной школе // Там же. № 11. С. 20-27; Лит. труды св. патр. Болгарского Кирилла // Там же. 1965. № 5. С. 52-55; Этические стороны быстрого экон. развития в мировой перспективе и развивающиеся страны: (Докл. на всемир. конф. «Церковь и общество». Женева, 12-25 июля 1966 г.) // Там же. 1966. № 10. С. 64-70; Арсений, архиеп. Элассонский, и его поэма об учреждении рус. патриаршества // БТ. 1968. Сб. 4. С. 251-256; Труды и странствование смиренного Арсения, архиеп. Элассонского, и повествование об установлении Моск. патриаршества // Там же. С. 257-279; Религ. основы миротворчества // ЖМП. 1969. № 4. С. 42-46; Патр. Сергий в истории восстановления патриаршества // Там же. № 5. С. 63-71; Этот день принадлежит Церкви // Там же. 1970. № 2. С. 25-29; Надгробное слово при отпевании свят. патр. Алексия (21 апр. 1970 г.) // Там же. № 6. С. 26-29; Основные проблемы совр. богосл. исследования в их развитии с кон. ХIХ в. // БТ. 1970. Сб. 5. С. 215-226; О Волоколамском Патерике // Там же. 1973. Сб. 10. С. 175-224; Из древних сокровищ Эфиопской Церкви (публикация) // Там же. С. 225-251; Некролог о прот. Б. И. Соколове // ЖМП. 1971. № 4. С. 34; У гроба Патриарха Грузинского // Там же. 1972. № 6. С. 57-63; Слово на выпускном акте в Моск. духовных школах 15 июня 1972 г. // Там же. № 7. С. 12-13; К 50-летию Союза ССР // Там же. № 12. С. 37-39; Братские визиты Предстоятеля Рус. Церкви // Там же. 1973. № 2. С. 12-20; № 3. С. 8-13; № 4. С. 10-17; № 5. С. 11-18; У свт. Спиридона в Керкире // Там же. 1974. № 1. С. 44-46; О душе воскрешенной // Там же. № 2. С. 30-31; О поездке патр. Пимена в Эфиопию // Там же. № 5. С. 38-47; Церковь как претворение тринитарного домостроительства // Там же. 1975. № 1. С. 58-63; Церковь и свершение творения // Там же. С. 64-67, 76; Слово в неделю 16-ю по Пятидесятнице // Там же. 1976. № 1. С. 35-36; О блж. Августине // БТ. 1976. Сб. 15. С. 3-24; Слово в Неделю всех святых // ЖМП. 1977. № 8. С. 66; Максим, патр. Болгарский: На ниве Господней // Там же. № 10. С. 53; Интронизация Блаженнейшего патр. Румынского Иустина I // Там же. № 11. С. 44-47; Погребение Блаженнейшего архиеп. Кипрского Макария // Там же. № 11. С. 47-50; Памяти Блаженнейшего архиеп. Кипрского Макария // Там же. № 12. С. 39-44; Перед панихидой в родительскую субботу // Там же. 1978. № 2. С. 28; Слово в день поминовения свят. патр. Алексия // Там же. С. 32; Слово перед панихидой (11 сент. 1980 г.) // Там же. 1980. № 9. С. 52; Слово на торжественном акте в Покровском храме МДА 21 сент. 1980 г. // Там же. № 12. С. 17; Слово под Новый год // Там же. 1981. № 1. С. 26; Слово в день памяти св. Иоанна Златоуста // Там же. № 2. С. 37; Слово на Пассии 3 марта 1981 г. // Там же. № 8. С. 43; Рождественское письмо к христианам публицистам // Там же. 1982. № 1. С. 66; Богословие свят. патр. Пимена: Его обществ. и миротворческое служение // Там же. 1983. № 2. С. 20; Пастырская дидактика св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова // Там же. 1984. № 3. С. 70; Дидактические принципы Яна Амоса Коменского и их влияние на становление богосл. образования в рус. духовной школе // Там же. 1986. № 5. С. 69-72; № 6. С. 70-75; Эстетика прп. Иосифа Волоцкого // Там же. 1989. № 1. С. 60; Культурное наследие Руси как объект паломничества: Курс лекций. М., 2003, 2011; Хрестоматия по рус. религ.-филос. поэзии XIX в.: Учеб. пособие. М., 20031, 20042; Введ. в курс «Культурно-религ. наследие России»: Конспекты лекций. М., 2003; Русь уходящая: Рассказы о Церкви, о времени и о себе. М., 20041, 20072, 20193; Чем ночь темней, тем ярче звезды: Проповеди последних лет. М., 2006; Свет памяти: Слова, беседы и статьи. М., 2009; Переписка прп. Севастиана Карагандинского и митр. Питирима (Нечаева). М., 2019.
Арх.: РГБ ОР. Ф. 938.
Лит.: Наречение и хиротония архим. Питирима во еп. Волоколамского // ЖМП. 1963. № 6. С. 23-27; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 443-451; В послушании преданный. Мн., 2003; Золотая нить православия. М., 2004; Рождественские чт. памяти митр. Питирима: Сб. докл. М., 2004; Памяти митр. Питирима: 2-е Рождественские чт.: Сб. докл. М., 2005; Доброва В. А. Служитель неба и земли: Восп. о митр. Волоколамском и Юрьевском Питириме. М., 2006; Мат-лы науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию со дня рожд. митр. Волоколамского и Юрьевского Питирима, 8 февр. 2006 г. М., 2006; 4-е Рождественские чт. памяти митр. Питирима: Докл., выступ., наследие. М., 2007; Александрова Т. Л. Пленный рыцарь: Восп. о последних годах митр. Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева). М., 2008; Преданный служитель Церкви: О церк. и обществ. деятельности митр. Питирима (Нечаева): Сб. тр. и восп. М., 2009; Киреев А., протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2011 гг. М., 20124. С. 495-496; Благословенный путь. М., 2014; Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель: Мат-лы науч.-практ. конф. М., 2015. Вып. 3; Митр. Питирим (Нечаев) / Сост.: О. Л. Рожнева. М., 2016; Череватая О. В. По чудесам, как по вехам: Восп. сестры митр. Питирима (Нечаева). Серг. П., 2016.
Иером. Никон (Париманчук), Г. Г. Гуличкина
Ключевые слова:
Митрополиты Русской Православной Церкви Питирим (Нечаев Константин Владимирович; 1926 - 2003), митрополит Волоколамский и Юрьевский
См.также:
АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
АГАФАНГЕЛ (Саввин Алексей Михайлович; род. в 1938), митр. Одесский и Измаильский
АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский